Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 26 г. Борисова"
телефон: +375177978805
email: sad26@rooborisov.by
222512, г. Борисов, ул. Л. Чаловской, 24

Панасенкова Татьяна Анатольевна

Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

Памятка "У ребенка ОНР- что это такое?"

Уважаемые родители!

Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Во многих случаях причины нарушений речи является следствием комплексного воздействия различных факторов.

Что касается ОНР(общее недоразвитие речи),то это — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Причинами общего недоразвития речи (ОНР):

1) Внутренние: сложное течение беременности матери, возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы, черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, наследственность).

2)Внешние: неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация, отсутствие условий для своевременного развития речи (дефицит общения с родителями вследствие проблем со слухом и речью у последних или мнением, что ребенок «еще ничего не понимает», билингвизм в семье).

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
-Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
-Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

-Отклонения в общей и артикуляционной моторике;
-Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
-Речь детей с ОНР малопонятна.

Выделяют три уровня речевого развития:
1. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.

2. Второй уровень речевого развития - кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”.

3. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи, но при этом нарушено звукопроизношение, а также недостаточно​ сформирован словарный запас, встречаются грамматические ошибки. Свободное общение у таких деток затруднено.

Под 4-ым уровнем подразумевается "Нерезко выраженное ОНР (НВОНР)". При этом, у детей может быть правильное звукопроизношение, но они испытывают затруднения в воспроизведении сложных, длинных слов.

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка:

1)Способствовать развитию двигательной сферы ребенка.
2)Способствовать развитию мелкой моторики рук.


Для развития мелкой моторики рекомендуется:

-Расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровка, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, завязывание узелков, лепка из теста и пластилина;массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж.
-Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.
-Способствовать расширению словарного запаса, например: «Скажи по-другому» (подбирать синонимы – смотреть, глядеть, видеть); «Подбор антонимов» (высокий-низкий, день-ночь и т.д.); «Подбор слов-признаков» (заяц – быстрый, ловкий, трусливый); «Подбор слов-действий» (Кошка – мяукает, мурлычет, царапается) и т.д.
-Способствовать развитию грамматического строя речи, используя игры: «Один-много» (огурец – огурцы, дерево — деревья); «Назови ласково» (мяч – мячик, стул — стульчик); «Счет предметов» (1 кукла, две куклы... пять кукол); образование относительных прилагательных (стакан из стекла – стеклянный, нож из металла — металлический).

Ни в коем случае не ругайте ребенка за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения. Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.
Помните, что ребенок достигает успеха только в результате вашего кропотливого труда в домашних условиях.

 

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третье – вырабатывать точность позы губ, языка, необходимую для произнесение того или иного звука.

Дети, с нарушениями произношения, смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнём заниматься логопед.

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят  всем: и детям, и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Упражнения бывают статические и динамические.

Статические – это упражнения, где ребёнок выполняет определённую позу щек, губ, языка.

Версия сайта для слабовидящих